Размер:
A A A
Цвет: C C C
Изображения Вкл. Выкл.
Обычная версия сайта

Показать на карте

РАЦИОНАЛИЗАЦИЯ И СЕКУЛЯРИЗАЦИЯ – ВЗГЛЯД НА ОСНОВНЫЕ ТРЕНДЫ МОДЕРНА КИТАЙСКОГО БУДДИЗМА В ТРАКТОВКЕ ЗАПАДНОЙ ТЕОРИИ РЕЛИГИИ (ПЕР. ЦЫРЕНОВ Ч.Ц.)

DOI: 10.30792/978-5-7925-0505-6-2018-51-68

РАЦИОНАЛИЗАЦИЯ И СЕКУЛЯРИЗАЦИЯ – ВЗГЛЯД НА ОСНОВНЫЕ ТРЕНДЫ МОДЕРНА КИТАЙСКОГО БУДДИЗМА В ТРАКТОВКЕ ЗАПАДНОЙ ТЕОРИИ РЕЛИГИИ

У Янь
Нанкинский университет (КНР).
Перевод: Цыренов Ч.Ц.
Институт монголоведения, буддологии и тибетологии СО РАН,
Улан-Удэ, Россия

При изучении сущности современного китайского буддизма необходимо рассматривать проблему с учетом сложного культурного контекста понятий «Древность, современность, восток, запад». Из них «спор между Китаем и Западом», в основном, касается отношений и взаимосвязи между китайским буддизмом нового времени и западными концепциями эпохи модерна. Так, например, такие важные теории западной социологии религии, как «теория рационализации» и «теория секуляризации» дают возможность по-новому взглянуть на тренды модернизационных процессов в китайском буддизме. Под влиянием рационализации и секуляризации тренды модернизационных процессов в китайском буддизме можно обобщенно рассматривать на двух макроуровнях. Во-первых, на концептуальном уровне модернистская трактовка буддийской философии и внутренняя буддийская рефлексия в отношении рационализации непрерывно развивается под влиянием современного западного рационального мышления и философских концепций. Во-вторых, на уровне социальных практик, буддизм начал поиски сближения с современным обществом, явно прослеживается тенденция к возврату в мирскую жизнь.
Ключевые слова: рациональность, секуляризация, тренды модернизационных процессов в китайском буддизме, концептуальный сдвиг, общественная практика.

RATIONALIZATION AND SECULARIZATION – A LOOK AT THE MAIN TRENDS OF MODERN CHINESE BUDDHISM IN THE INTERPRETATION OF THE WESTERN THEORY OF RELIGION

Wu Yan
Nanjing University (Nanjing, China)
Translation: Tsyrenov CH.TS.
Institute for Mongolian, Buddhist and Tibetan Studies of the
Siberian Branch of the Russian Academy of Sciences (IMBTS SB RAS),
Ulan-Ude, Russia

When studying the essence of modern Chinese Buddhism, it is necessary to consider the complex cultural context of the notions Antiquity, modernity, East, West. Of these, the ‘dispute between China and the West’ mainly refers to connection and interrelation between Chinese Buddhism of Modern Time and Western concepts of Modernity. For example, such important theories of the Western sociology of religion as the ‘theory of rationalization’ and the ‘theory of secularization’ allow a fresh look at the trends of modernization processes in Chinese Buddhism. Under the influence of rationalization and secularization, the trends of modernization processes in Chinese Buddhism can be generalized at two macro-levels. First, at the conceptual level, the modernist interpretation of Buddhist philosophy and the inner Buddhist reflection on rationalization are continuously developing under the influence of modern Western rational thinking and philosophic concepts. Secondly, at the level of social practices, Buddhism began to seek a rapprochement with modern society showing a clear tendency to return to worldly life.
Keywords: rationality, secularization, trends of modernization processes in Chinese Buddhism, conceptual shift, public practice.