Размер:
A A A
Цвет: C C C
Изображения Вкл. Выкл.
Обычная версия сайта

ВЛИЯНИЕ ИДЕЙ ПРАДЖНЯПАРАМИТЫ И ФИЛОСОФИИ МАДХЬЯМАКИ НА ФОРМИРОВАНИЕ ИДЕОЛОГИИ РИМЕ

DOI 10.30792/2304-1838-2018-2-3-26

ВЛИЯНИЕ ИДЕЙ ПРАДЖНЯПАРАМИТЫ И ФИЛОСОФИИ МАДХЬЯМАКИ НА ФОРМИРОВАНИЕ ИДЕОЛОГИИ РИМЕ

ЛЕПЕХОВ Сергей Юрьевич
Институт монголоведения, буддологии и тибетологии СО РАН,
Улан-Удэ, Россия
lepekhov@yandex.ru

В статье обсуждается влияние, которое оказали идеи школы Мадхьямаки (Madhyamaka) и учения Праджняпарамиты на становление отдельных ветвей тибетского внесектарного движения Риме. Рассматривается влияние направлений Мадхьямаки как Рантонг (rang stong) и Шентонг (gzhan stong), и линий передач учения Чод (Chоd) и др. Обсуждается различие подходов Рантонга и Шентонга, в том виде, как оно описывается в главном труде Джамгон Контрул Лодре Тхайе «Всеобъемлющее знание». Конкретизируется трактовка понятия татхагатагарбха (de bzhin gshegs pa’i snyng po). Анализируется влияние идей Мадхьямаки на становление взглядов видных деятелей движения Риме Джамгон Конгтрула (Jamgоn Kongtrul), Джу Мипхам Ринпоче (Ju Mipham Rinpoche) и др. Отмечается, что полемизируя в некоторых аспектах трактовки классической Мадхьямаки с Гелук, Риме, тем не менее, претендовала на то, чтобы служить выразителем взглядов всех направлений и школ тибетского буддизма, оставаясь внесектарным течением. Вместе с тем, направлениям, которые оставались за рамками влияния главенствующих гелукпинских монастырей, и, вообще, представляли немонастырский буддизм (например, Чод), в Риме уделялось сравнительно большее внимание. Рассматривается влияние текстов Праджняпарамиты на формирование традиции Чод и ее основательницы Мачик Лабдрон (Machik Labdron). Отмечается влияние на Чод идей Арьядевы, изложенных в «Праджняпарамита-упадеше». В Приложении дан перевод глав XI-XV «Ратна-гуна-самчая-гатхи» (тиб.: mdo sdud pa), оказавших особое влияние на становление учения Чод.
Ключевые слова: внесектарное движение Риме, Джамгон Конгтрул, Джу Мипхам Ринпоче, Мачик Лабдрон, Чод, Ратна-гуна-самчая-гатха

THE INFLUENCE OF THE IDEAS OF THE PRAJNAPARAMITA AND MADHYAMAKA PHILOSOPHY ON THE FORMATION OF THE RIME IDEOLOGY

LEPEKHOV Sergei Yurievich
Institute for Mongolian, Buddhist and Tibetan Studies of the
Siberian Branch of the Russian Academy of Sciences (IMBTS SB RAS),
Ulan-Ude, Russia

In this paper the influence of the Madhyamaka school and Prajñāpāramitā’s doctrines on the formation of individual branches of the Tibetan non-sectarian movement Rime is discussed. Also the impact of various schools, such as Rantong Madhyamaka (rang stong) and Shentong (gzhan stong) is examined, as well as the transmission lines of the doctrine (Teaching Lineages), such as Chod, etc. The varying approaches of Rantong and Shentong are discussed, as it was described in the main work or Jamgon Kongtrul «Lodre Thaye» – «Comprehensive knowledge». The interpretation of the concept tathāgatagarbha (de bzhin gshegs pa’i snyng po) is specified and also examined is the influence of ideas of Madhyamaka on the formation of the views of such prominent figures of the Rime movement, as Jamgon Kongtrul and Ju Mipham Rinpoche. It is noted that arguing with Geluk in some aspects of classical interpretation of Madhyamaka, Rime, however, pretended to express the views of all the schools of Tibetan Buddhism, at the same time remaining as a non-sectarian movement. At the same time, the areas that remained outside the influence of the dominant Geluk monasteries and, in general, represented non-monastic Buddhism (such as, for example, Chod), have received a relatively greater attention in Rime. Therefore, the influence of the Prajnaparamita texts, especially, the ideas of Aryadeva in «Prajñāpāramitā-upadeśa» on the formation of Chod traditions and its founder Machik Labdron is examined. In the Appendix translation of the chapters XI-XV from «Ratna-guna-samcaya-gāthā» (mdo sdud pa), which had a special impact on the formation of the Chod doctrine is given.
Keywords: non-sectarian movement Rime, Jamgon Kongtrul, Ju Mipham Rinpoche, Machik Labdron, Chod, Ratna-guna-samcaya-gatha