Размер:
A A A
Цвет: C C C
Изображения Вкл. Выкл.
Обычная версия сайта

Б.Д. ДАНДАРОН: ОПЫТ БУДДИЙСКОЙ КРИТИКИ СОВРЕМЕННОГО НАУЧНОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ

DOI: 10.30792/978-5-7925-0505-6-2018-128-135

Б.Д. ДАНДАРОН: ОПЫТ БУДДИЙСКОЙ КРИТИКИ СОВРЕМЕННОГО НАУЧНОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ

Щербина Александра Вениаминовна
Санкт-Петербургский государственный электротехнический университет ЛЭТИ
им. В.И. Ульянова (Ленина),
Россия, Санкт-Петербург

Жизнь и творчество Б.Д. Дандарона, выдающегося бурятского религиозного деятеля ХХ в., содержит пример живейшего интереса носителя традиционной буддийской культуры и образованности к западной философии, естествознанию, истории, социологии. Представленные в опубликованных произведениях, в эпистолярном наследии и в рукописях Б.Д. Дандарона размышления о современной физике, неокантианской философии, эстетике, об исторических теориях демонстрируют буддийское отношение к современному научному мировоззрению. В работе предпринимается анализ критического восприятия предметного содержания и объясняющих схем современной науки с позиции буддийского религиозного сознания. Предлагается реконструкция буддийской интерпретации некоторых основополагающих понятий экспериментального естествознания и гуманитарных наук. Специальное внимание уделяется понятию «общественная карма». Оно рассматривается как категория религиозного сознания, и в качестве методологической категории – как возможная схема интерпретации гуманитарного знания.
Ключевые слова: Б.Д. Дандарон, научное мировоззрение, гуманитарные науки, буддийское религиозное сознание, общественная карма, необуддизм.

B.D. DANDARON: AN ATTEMPT OF BUDDHIST CRITICISM OF MODERN SCIENTIFIC WORLDVIEW

Shcherbina Alexandra Veniaminovna
The Saint-Petersburg state electrotechnical university «LETI»
named after V.I. Ulyanov (Lenin),
St. Petersburg, Russia

The life and work of the outstanding Buryat religious figure of the 20th century B.D. Dandaron is an example how the carrier of traditional Buddhist culture and education was lively interested in Western philosophy, natural history, and sociology. Presented in the published works, in the epistolary heritage and in the manuscripts, B.D. Dandaron’s reflections on modern physics, neo-Kantian philosophy, aesthetics, and historical theories show the Buddhist attitude toward the modern scientific worldview. The paper analyses the critical perception of the subject content and explanatory schemes of modern science from the standpoint of Buddhist religious consciousness. The author proposes the reconstruction of the Buddhist interpretation of some basic concepts of experimental natural science and humanities. Special attention is paid to the concept of ‘public karma’. It is considered as a category of religious consciousness and as a methodological category, as a possible scheme for interpreting humanitarian knowledge.
Keywords: B.D. Dandaron, scientific worldview, humanities, Buddhist religious consciousness, public karma, neo-Buddhism.