Размер:
A A A
Цвет: C C C
Изображения Вкл. Выкл.
Обычная версия сайта

ДВА ПОДХОДА К ПОНИМАНИЮ РЕЧИ: КХАНДА И АКХАНДА И ИХ СОВРЕМЕННЫЕ ПАРАЛЛЕЛИ

DOI: 10.30792/978-5-7925-0505-6-2018-92-100

ДВА ПОДХОДА К ПОНИМАНИЮ РЕЧИ: КХАНДА И АКХАНДА И ИХ СОВРЕМЕННЫЕ ПАРАЛЛЕЛИ

Пацева Мирена Атанасова
Софийский университет «Святой Климент Охридский»,
София, Болгария
Момов Митко Василев
Великотырновский университет «Святые Кирилл и Мефодий»,
Велико-Тырново, Болгария

Древнеиндийский философ языка Бхартрихари противопоставляет два основных подхода к пониманию речи: кханда и акханда. Первый связан со школой миманса и отстаивает тезис о том, что смысл высказывания конструируется из отдельных значений слов. Подход акхандапроблематизирует реальность значения отдельного слова и считает первичным смысл целого предложения. Оба подхода можно проследить в современной когнитивной науке и психолингвистике – сформулированные как параллельно протекающие процессы снизу – вверх и сверху – вниз в интерактивной коннекционистской модели Макклелланда и Элмана (1986, 2015). Первый происходит от сенсорной информации. Он начинается как аудитивный процесс и переходит на более высокие уровни языковых единиц. Однако проблемы сегментации и инвариантности, представленные в коартикуляции, исключают возможность ограничить анализ только рамками этого процесса [Liberman 1996, Pinker 2011]. Распознавание языковых единиц есть категориально направленный процесс, при котором комплексные когнитивные категории активируются из долговременной памяти и взаимодействуют с поступающими сенсорными сигналами. Этот аспект речевого восприятия интерпретируется как направленный сверху – вниз и может быть прослежен на уровне комплексных языковых единиц.
Ключевые слова: Бхартрихари, пратибха, понимание высказывания, подход сверху – вниз, ментальные единицы понимания.

TWO APPROACHES TOWARDS SENTENCE UNDERSTANDING KHANDA AND AKHANDA AND CONTEMPORARY PARALLELS

Patseva Mirena Atanasova
Sofia University «St. KlimentOhridski»,
Момоv Mitko Vasilev
St. Cyril and St. Methodius University of VelikoTarnovo

Bhartrihari opposed two basic approaches: khanda and akhanda in speech comprehension. The first one is associated with the Mimamsa School and assumes that the utterance meaning is constructed by individual meanings of words. Akhanda accepts the primacy of the meaning of the sentence. Both approaches could be traced in contemporary cognitive sciences and psycholinguistics, formulated as parallel bottom-up and top-down processes in the interactive connectionist model of McClelland & Elman (1986, 2015). The first one is triggered by sensory information. It begins as an auditory process and passes to higher levels of linguistic units. The problems of segmentation and invariance occurring in co-articulation, however, preclude the limitation of analysis to this process only [Liberman 1996, Pinker 2011]. The recognition of language units is a categorically guided process whereby complex cognitive categories are activated from the long-term memory and mapped with the incoming perceptual data. This aspect of perception of speech is interpreted as top-down process and could be traced on the level of complex linguistic units.
Keywords: Bhartrihari, pratibhā, understanding utterance, top-down approach, mental units of comprehension.