Размер:
A A A
Цвет: C C C
Изображения Вкл. Выкл.
Обычная версия сайта

Показать на карте

ФИЗИКА И МЕХАНИКА ВОСПРИЯТИЯ ПРОСТРАНСТВА И ВРЕМЕНИ МОНГОЛЬСКИМИ НАРОДАМИ В ВЕКТОРЕ БУДДИЙСКИХ ТЕОРИЙ И ПРАКТИК

DOI: 10.30792/978-5-7925-0505-6-2018-136-148

ФИЗИКА И МЕХАНИКА ВОСПРИЯТИЯ ПРОСТРАНСТВА И ВРЕМЕНИ МОНГОЛЬСКИМИ НАРОДАМИ В ВЕКТОРЕ БУДДИЙСКИХ ТЕОРИЙ И ПРАКТИК

Абаева Любовь Лубсановна
Институт монголоведения, буддологии и тибетологии СО РАН,
Улан-Удэ, Россия;
Самдангийн Цэдэндамба
Институт философии АН Монголии,
Улан-Батор, Монголия;
Бадмацыренов Тимур Баторович
Бурятский государственный университет,
Улан-Удэ, Россия

В свое время А. Эйнштейн построил общую теорию относительности – физическую теорию пространства и времени, которая положила начало релятивистской и квантовой физики. В буддийской философии и практике – все эти теории относительности пространства и времени, корпускулярная и атомистическая теории уже были заложены в самом начале, и разные буддийские школы интерпретировали и комментировали картину мира, а также феномен дхармической теории по-разному. Эволюция религиозной культуры монгольской метаэтнической общности (Хамаг Монгол) в пространстве Великой Степи, а также во временном континууме представляется нам достаточно уникальной и оригинальной, поскольку ее этапы по многим этнокультурным параметрам, по сравнению с культурами сопредельных территорий, более разнообразны, подвижны и динамичны. Этнокультурная специфика восприятия монголосферой буддийской теории и практики, заключается, прежде всего, в том, что монголосфера не просто адаптировала все феноменальные категории буддийской культуры, но и в определенной степени внесла в нее свою уникальную этнокультурную палитру кочевников Великой Степи.
Ключевые слова: природа физики, теория относительности, пространство и время, этническое и конфессиональное самосознание, буддизм, монгольские народы.

PHYSICS AND MECHANICS OF PERCEPTION OF SPACE AND TIME BY THE MONGOLIAN PEOPLE IN THE VECTOR OF BUDDHIST THEORIES AND THE PRACTICE

Abaeva Lyubov Lubsanovna
Institute for Mongolian, Buddhist and Tibetan Studies of the Siberian Branch of the Russian Academy of Sciences (IMBTS SB RAS),
Ulan-Ude, Russia;
Samdangiin Tsedendamba
Institute of Philosophy of the Academy of Sciences of Mongolia, Ulaanbaatar, Mongolia;
Badmatsyrenov Timur Batorovich
Buryat State University, Ulan-Ude, Russia

In his time A. Einstein has constructed the general theory of relativity – the physical theory of space and time which has laid the foundation of relativistic and quantum physics. In Buddhist philosophy and practice – all these theories of relativity of space and time, corpuscular and atomistic theories have already been put right at the beginning, and different Buddhist schools interpreted and commented on Picture of the World and also on the phenomenon of the Theory Dharma in different ways. The evolution of the religious culture of the Mongolian metaethnic community (Hamag Mongol) in space of the Great Steppe and also in a temporary continuum is represented nowadays rather unique and original stages in many ethnocultural parameters, which are more various, mobile and dynamic in comparison with the cultures of adjacent territories. The ethnocultural specifics of perception by the Mongol sphere Buddhist theory and practice, are, first of all, that a Mongol Sphere not just had adapted all phenomenal categories of Buddhist culture, but also has, to some extent, brought in it the unique ethnocultural palette of the Nomads of the Great Steppe.
Keywords: physics nature, theory of relativity, space and time, ethnic and confessional consciousness, Buddhism, Mongolian people.