Размер:
A A A
Цвет: C C C
Изображения Вкл. Выкл.
Обычная версия сайта

Показать на карте

БУРЯТСКИЙ АСТРОЛОГИЧЕСКИЙ ИСТОЧНИК ПО ПРОВЕДЕНИЮ ПОХОРОННЫХ ОБРЯДОВ

DOI 10.30792/2304-1838-2018-2-170-186

БУРЯТСКИЙ АСТРОЛОГИЧЕСКИЙ ИСТОЧНИК ПО ПРОВЕДЕНИЮ ПОХОРОННЫХ ОБРЯДОВ

ЛОЩЕНКОВ Алексей Вячеславович
Институт монголоведения, буддологии и тибетологии СО РАН,
Улан-Удэ, Россия
E-mail: loshchenkov@mail.ru

В статье рассматриваются астрологические расчеты, проводимые в связи со смертью человека, а также их роль в традиционном обществе. Этот раздел тибетской астрологии может быть суммирован в трех ключевых моментах: последующая жизнь умершего, благополучие семьи и фактические обряды в связи со смертью и похоронами. Исследование основано на изучении текста под названием «Дополнение к «Удивительному хрустальному зеркалу» – “Светильник, проясняющий результаты вычислений о сабдаках года, месяца, дня, часа и другое”». Данный источник на тибетском языке впервые вводится в научный оборот.
Выявлено, что это сочинение, известное под кратким бурятским названием «Алтан hаба» (Золотой сосуд), является основным астрологическим руководством, регламентирующим всю похоронную деятельность, проводимую бурятскими ламами. Это обусловлено, на наш взгляд, размещением материала в структурированном виде, представленном в форме таблиц, из которых легко извлекается необходимая информация. Сравнительный анализ двух источников по астрологии, составленных в Агинском дацане, позволил выявить самостоятельность этого текста. В результате текстологического исследования определено, что на практике выявляется ряд проблем, среди которых можно назвать поливариантность ответов по одной теме. В тексте не указан метод, определяющий, является ли какой-либо показатель хорошим или плохим для конкретного случая смерти, подразумевая, что он уже известен астрологу в виде ключей к этому тексту.
Ключевые слова: тибетская астрология, умерший, похороны, обрядовая практика, Белый берилл, Агинский дацан

BURYAT ASTROLOGICAL TEXT FOR CONDUCTION FUNERAL RITES

LOSHCHENKOV Aleksei Vyacheslavovich
Institute for Mongolian, Buddhist and Tibetan Studies of the
Siberian Branch of the Russian Academy of Sciences (IMBTS SB RAS),
Ulan-Ude, Russia

The article deals with astrological calculations connected with the death of a person, as well as their role in traditional society. This section of Tibetan astrology can be summarized in three key points: the subsequent life of the deceased, the well-being of the family, and the actual rituals associated with death and burial. The study is based on an analysis of the text of the xylograph “Addition to the amazing crystal mirror – A lamp clarifying the results of calculations about sabdag’s of the year, month, day, hour, and more”. This Tibetan language source is introduced into scientific circulation for the first time.
It is revealed that this work known under the short Buryat name “Altan Haba” (Golden vessel) is the main astrological guide regulating all funeral activities conducted by Buryat lamas. This is due, in our opinion, to the arrangement of the material in a structured form, and in the form of tables from which the necessary information is easily extracted. A comparative analysis of two sources on astrology, compiled in the Aginsky Datsan, made it possible to identify the originality of this text. Textual research has determined that there are a number of problems revealed on practice, among which the polyvariance of answers on one topic can be mentioned. The text does not specify a method that determines whether an indicator is good or bad for a particular case of death, implying that it is already known to the astrologer in the form of keys to this text.
Keywords: Tibetan astrology, deceased, funeral, ritual practice, White beryl, Aginsky datsan