Размер:
A A A
Цвет: C C C
Изображения Вкл. Выкл.
Обычная версия сайта

Показать на карте

ОРНИТОМОРФНАЯ СИМВОЛИКА В ЛЕТОПИСНЫХ ПАМЯТНИКАХ МОНГОЛОВ И В «ПРАВДИВЫХ ЗАПИСЯХ О МОНГОЛАХ ЦИНСКОЙ ИМПЕРИИ»

DOI 10.30792/2304-1838-2018-2-107-124

ОРНИТОМОРФНАЯ СИМВОЛИКА В ЛЕТОПИСНЫХ ПАМЯТНИКАХ МОНГОЛОВ И В «ПРАВДИВЫХ ЗАПИСЯХ О МОНГОЛАХ ЦИНСКОЙ ИМПЕРИИ» («DAYIČING ULUS-UN MONGƔOL-UN MAƔAD QAULI»)

НИКОЛАЕВА Наталья Никитична
Институт монголоведения, буддологии и тибетологии СО РАН,
Улан-Удэ, Россия, Е-mail: natanika80@mail.ru
Отгонтуул ТОГТОХ
Монгольский государственный университет,
Улан-Батор, Монголия, E-mail: totgontuul@yahoo.com

Целью статьи являлось рассмотрение орнитоморфной символики и семантики в памятниках монгольской историографии и маньчжурском произведении «Правдивые записи о монголах династии Цин» («Dayičing ulus-un mongγоl-un maγad qauli»). Монгольские хроники представляют собой не только описание событий истории монголов, но и являются образцами фольклорно-литературных памятников. В таких произведениях, как «Сокровенное сказание монголов», «Алтан тобчи» Мэргэн-гэгэна и Лубсан Данзана и др., отражено мифопоэтическое воззрение монголов, в их хронологическое событийное повествование органично входят фрагменты разных фольклорных жанров: этиологические, генеалогические и исторические мифы, исторические и генеалогические предания, отрывки героико-эпического характера, афористическая поэзия, инвокации и хвалебные гимны, песни, обрядовая поэзия, приметы и поверья и т.д. В инкорпорированных, контаминированных, творческих обработанных фольклорных элементах манифестирована этнокультурная традиция монголов, поэтому представляется актуальным исследование исторических хроник в этом ключе.
Определено, что в ранних средневековых летописях отчетливо прослеживается архаичное мифологическое мировоззрение монголов с тотемистическими и анимистическими представлениями, зооморфной и орнитоморфной системой сакральных символов. В более поздних произведениях, несмотря на очевидное доминирующее буддийское влияние, сохраняются элементы этого мировоззрения. Выявлено, что рассмотренные орнитоморфные образы (вóрона, ворóны, сороки, сокола и др.) были широко распространены в фольклорной традиции монголов, из которой они проникали в летописные источники. Их символика и семантика связаны с актуальными мифопоэтическими воззрениями, сформировавшимися в традиционной картине мира монголов, которая была присуща и маньчжурам, связанными с монголами давними этнокультурными связями.
Ключевые слова: монголы, маньчжуры, летописи, фольклор, птицы, символика, семантика

ORNITHOMORPHIC SYMBOLS IN THE CHRONICLES OF THE MONGOLS AND IN THE WORK «TRUE RECORDS OF THE MONGOLS OF THE QING DYNASTY» («DAYIČING ULUS-UN MONGΓUL-UN MAΓAD QAULI»)

NIKOLAEVA Nataliya Nititichna
Institute for Mongolian, Buddhist and Tibetan Studies of the
Siberian Branch of the Russian Academy of Sciences (IMBTS SB RAS), Ulan-Ude, Russia
Otgontuul ТOKTOKH
National university of Mongolia, Ulaanbaatar, Mongolia

The aim of this article was to review ornithomorphic symbolism and semantics in the monuments of the Mongolian historiography and the Manchurian work «True records of the Mongols of the Qing dynasty» («Dayičing ulus-un mongγоl-un maγad qauli»). Mongolian Chronicles are not only a description of the events of the history of the Mongols, but also are examples of folklore and literary monuments. In works such as «The Secret history of the Mongols», «Altan tobchi» by Mergen-gegen and Lubsan Danzan etc., the mythopoetic conception of the Mongols is reflected. Their chronological event narrative organically included fragments of different folklore genres: etiological, genealogical and historical myths, historical and genealogical legends, fragments of hero epic character, aphoristic poetry, invocation and hymns, songs and ritual poetry, signs and beliefs etc. The ethnocultural tradition of the Mongols is manifested in the incorporated, contaminated, creative processed folklore elements, therefore, the study of historical chronicles seems actual herein.
It is determined that in the early medieval Chronicles the archaic mythological worldview of the Mongols with totemistic and animistic ideas, zoomorphic and ornithomorphic system of sacred symbols clearly is traced. In later works, despite the obvious dominant Buddhist influence, elements of this worldview remain. It is revealed that the considered ornithomorphic images (raven, crow, magpies, falcon etc.) were widely distributed in the folklore tradition of the Mongols from which they penetrated into the chronicle sources. Their symbolism and semantics are connected with the actual mythopoetic views formed in the traditional picture of the world of the Mongols, which was inherent to the Manchus associated with the Mongols by long-term ethno-cultural ties.
Keywords: Mongols, Manchus, chronicles, folklore, birds, symbolism, semantics