Размер:
A A A
Цвет: C C C
Изображения Вкл. Выкл.
Обычная версия сайта

ТРАНСПОРТНАЯ (НЕ)ДОСТУПНОСТЬ: ОПЫТ И ПРАКТИКИ МОБИЛЬНОСТИ ЖИТЕЛЕЙ ПОСЕЛЕНИЙ В НАЦИОНАЛЬНЫХ РЕСПУБЛИКАХ СИБИРИ

DOI 10.30792/978-5-7925-0522-3-2018-222-237

ТРАНСПОРТНАЯ (НЕ)ДОСТУПНОСТЬ: ОПЫТ И ПРАКТИКИ МОБИЛЬНОСТИ ЖИТЕЛЕЙ ПОСЕЛЕНИЙ В НАЦИОНАЛЬНЫХ РЕСПУБЛИКАХ СИБИРИ

КУКЛИНА Вера Владимировна,
кандидат географических наук,
старший научный сотрудник лаборатории георесурсоведения и политической географии Института географии им. В.Б. Сочавы Сибирского отделения Российской академии наук, г. Иркутск
E-mail: vvkuklina@gmail.com

В данной статье предложено изучение ограничений транспортной доступности и определение транспортной удаленности как в связи с физическими расстояниями и развитием транспортной инфраструктуры, так и с опытом и практиками передвижения местных жителей. В качестве модельных были выбраны поселения на основе преобладающего вида транспортного сообщения: воздушного в городе Якутск, железнодорожного в городе Северобайкальск, автомобильного в селе Орлик и сезонно-ограниченного в селе Тоора-Хем. Рассмотрены дискурсы от транспортной доступности и удаленности в связи со статусом поселения в национальном субъекте, социально-экономическим положением, опытом мобильности населения. Особенностью рассматриваемых поселений является их расположение на различных полюсах дискурсов о транспортной доступности и ее востребованности. Полевые исследования проводились в 2017 г. в Якутске, в 2016 и 2017 гг. в Северобайкальске, в 2013 г. в с. Тора-Хем и в 2006 и 2012 г. в с. Орлик и включали интервью с местными жителями и внешними экспертами, наблюдений, анализа статистических данных и муниципальных отчетов. В результате продемонстрирован комплекс разнообразных факторов, влияющих на восприятие жителями различных поселений своего географического положения и транспортной доступности. Отмечено, что различные транспортные пути служат не только способом сообщения с внешним миром, но и задают направление развития социальных сетей, экономических интересов и отношений власти. Преимущества же транспортной доступности воспринимаются неоднозначно в зависимости от опыта мобильности местных жителей.

TRANSPORTATION (IN)ACCESSIBILITY: EXPERIENCE AND PRACTICES OF MOBILITIES IN THE SETTLEMENTS OF THE NATIONAL REPUBLICS OF SIBERIA

KUKLINA Vera Vladimirovna
B.V.Sochava Institute of Geography,
Siberian Branch of the Russian academy of Science, Irkutsk

In this article, we study the challenges of transportation (in)accessibility and determine the transport remoteness in relation to the physical distances, development of the transport infrastructure, as well as the experience and practices of local mobilities. The research is focused on relations between the discourses about transportation accessibility and remoteness with the status of a settlement in the national subject, social and economic situation, and the local residents’ experience of mobility. The cases of settlements for study were chosen based on the prevailing transportation mode: airways in the city of Yakutsk, railway in Severobaikalsk, automobile in the village of Orlik, and changing over the seasons in the village of Toora-Khem. A feature of these settlements is their location at opposite poles in the discourses about trans-portation accessibility and its importance. The analysis is based on the materials of field studies — interviews with local residents and external experts, observations, analysis of statistical data and municipal reports gathered in 2017 in Yakutsk, in 2016 and 2017 in Severobaikalsk, in 2013 in Toora-Khem and in 2006 and 2012 in Orlik. As a result, a complex set of various factors that affect the perception by residents of different settlements of their geographical location and transportation accessibility was found. It is noted that the various transportation routes not only serve as a means of communication with the outside world, but also impose the direction of development of social networks, economic interests and relations of power. The perception of advantages of transportation accessibility also varies depending on the experience of mobility of local residents.