Размер:
A A A
Цвет: C C C
Изображения Вкл. Выкл.
Обычная версия сайта

ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ТАТХАТЕ И ШУНЬЯТЕ В «РАТНА-ГУНА-САМЧАЯ-ГАТХЕ»

DOI 10.30792/2304-1838-2019-3-31

ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ТАТХАТЕ И ШУНЬЯТЕ В «РАТНА-ГУНА-САМЧАЯ-ГАТХЕ»

ЛЕПЕХОВ Сергей Юрьевич
Институт монголоведения, буддологии и тибетологии СО РАН,
Улан-Удэ, Россия
lepekhov@yandex.ru

Предметом исследования в статье является анализ взаимосвязи понятий татхата и шуньята в праджняпарамитских текстах и, в частности, в «Ратна-гуна-самчая-гатхе». Обращается внимание на то, что есть основания рассматривать «Ратна-гуна-самчая-гатху» как ur-text, содержащий основные идеи, развитые в дальнейшем в учениях Мадхь-ямаки, Виджнянавады и всей Махаяны. Отмечается, что категория татхата (таковость) введена для отражения реальности как она действительно существует, без искажений, связанных с активностью психики. В семантике шуньяты (пустотность), важен десигнат «отсутствие», т.е. шуньята может восприниматься как отсутствие реальности, т.е. как антоним татхаты. На основании того, что хронологически «Ратна-гуна-самчая-гатха» относится к ранним текстам Махаяны, делается вывод о том, что сравнивая те смыслы, которые вкладывались в них в различных текстах, относящимся к различным этапам развития философских традиций буддизма, можно проследить «развитие» понятий татхата и шуньята.
Отмечается, что в таком известном праджняпарамитском тексте, как «Ваджраччхедика», понятие tathatā еще непосредственно не употребляется, но используется близкий по смыслу термин tathāvādin, который характеризует Учение Татхагаты. Делается вывод о тесной связи понятий «татхата» и «Татхагата». Обращается внимание на то, что в палийских источниках в понятие шуньята вкладывается смысл определенного медитативного состояния. В праджняпарамитских текстах акцент переносится с пустоты как механизма медитационной практики на пустоту как средство мышления и умозаключения. В Приложении дается перевод глав XVI-XXV из «Ратна-гуна-самчая-гатхи» (тиб.: mdo sdud pa), включающие главы о татхате и шуньяте.
Ключевые слова: Праджняпарамита, Махаяна, Ратна-гуна-самчая-
гатха, татхата, шуньята.

Ключевые слова: Праджняпарамита, Махаяна, Ратна-гуна-самчая-гатха, татхата, шуньята.

THE IDEAS ABOUT TATHATĀ AND ŚŪNYATĀ IN THE «RATNA-GUNASAMCAYA-GĀTHĀ»

LEPEKHOV Sergei Yurievich
Institute for Mongolian, Buddhist and Tibetan Studies of the
Siberian Branch of the Russian Academy of Sciences (IMBTS SB RAS),
Ulan-Ude, Russia

The main issue of this paper is the analysis of the relationship between the concepts of tathatā and śūnyatā in Prajñāpāramitā texts and, in particular, in the ―Ratna-guna-samcaya-gāthā‖. There is reason to consider this text as a source of the main ideas developed further in the exercises of Madhyamaka, Vijñānavada and the whole Mahāyāna. It is noted that the category of tathatā (suchness) is introduced to reflect the reality as it really exists, without distortions associated with the activity of mind. In the semantics of the śūnyatā (voidness), śūnyatā can be perceived as the absence of reality, as the antonym of tathatā. Based on the fact, that chronologically the ―Ratna-guna-samchaya-gāthā‖ refers to the early Mahāyāna texts, it is concluded that comparing the various texts related to the different stages of development of the philosophical traditions of Buddhism, we also can trace the development of tathatā, and śūnyatā concepts. It is noted that in such a wellknown
prajñāpāramitā text as ―Vajracchedikā‖, the concept of tathatā still is not directly used. It is used mostly in the meaning of term tathāvādin, which characterizes the Teachings of the Tathāgata. Thus, the concepts of―tathatā‖ and ―Tathāgata‖ are closely related. In the Pali sources the concept of śūnyatā is the meaning of a certain meditative state and in the Prajñāpāramitā texts the emphasis is shifted from the ―emptiness‖ as a mechanism of meditation practice to same one as a means of thinking and reasoning. In the Appendix a translation of chapters XVI to XXV of the―Ratna-guna-samcaya-gāthā‖ (Tib.: mdo sdud pa), which includes a chapter about the tathatā, and śūnyatā is given.
Keywords: Prajñāpāramitā, Mahāyāna, Prajñā-pāramitā-ratna-gunasamcaya- gāthā, tathatā, śūnyatā.