Размер:
A A A
Цвет: C C C
Изображения Вкл. Выкл.
Обычная версия сайта

КОНЦЕПЦИЯ ИЛЛЮЗОРНОСТИ МИРА В «РАТНА-ГУНА-САМЧАЯ-ГАТХЕ»

DOI 10.30792/2304-1838-2020-13-3-31

КОНЦЕПЦИЯ ИЛЛЮЗОРНОСТИ МИРА В «РАТНА-ГУНА-САМЧАЯ-ГАТХЕ»

Лепехов С.Ю.
Институт монголоведения, буддологии и тибетологии СО РАН,
г. Улан-Удэ, Россия
lepekhov@yandex.ru

В статье исследуются возможные пути формирования концепции иллюзорности (māyopamavada) в философии Мадхьямаки и высказывается предположение об особом месте в этом процессе, которое занимают ранние сутры Праджняпарамиты. В качестве одного из объектов исследования используется праджняпарамитская сутра «Ратна-гуна-самчая-гатха» (Праджняпарамита в стихах о накоплении драгоценных качеств).
Указывается, что «иллюзия» (māyā) входит в число распространенных в буддийской и канонической, и художественной литературе образов-уподоблений. Отмечается, что благодаря праджняпарамитским текстам буддийская идея иллюзорности бытия вошла как существенная часть в дальневосточную культуру и стала в ней значимым художественным образом. В статье на примере «Ратна-гуна-самчая-гатхи» прослеживается динамика развития концепции «иллюзорности мира» в том виде, в каком она формировалась в праджняпарамитских текстах. Привлекаются отдельные тексты Нагарджуны («Ратнавали», «Юктишаштика», «Локатита-става») для уточнения дальнейшего развития концепции и ее применения в процессе формирования философских идей Мадхьямаки. Сравниваются некоторые варианты решения проблем референции и десигнации, (а именно: необходимость соотнесения референта, денотата, десигната с объектом, и в свою очередь, с локализацией интенсионала и экстенсионала) в современной логике и предлагаемые мадхьямиками. Отмечается, что подход к исследованию Мадхьямаки как «философии языка» открывает новые возможности изучения как логико-философского наследия Нагарджуны, так и его связи со всей предшествующей традиции Праджняпарамиты. В приложении к статье дается перевод с санскрита и тибетского на русский язык семи заключительных глав (XXVI–XXXII) «Ратна-гуна-самчая-гатхи».
Ключевые слова: Концепция иллюзорности (māyopamavada), Мадхьямака, Праджняпарамита, Нагарджуна, референция, десигнация, Ратна-гуна-самчая-гатха.

THE CONCEPTION OF ILLUSIONARY EXISTENCE IN THE «RATNA-GUNA-SAMCAYA-GĀTHĀ»

Lepekhov Sergey Yu.
Institute for Mongolian, Buddhist and Tibetan Studies of the
Siberian Branch of the Russian Academy of Sciences (IMBTS SB RAS),
Ulan-Ude, Russia

The main subject of this paper are the possible ways of forming the concept of illusion (māyopamavada) in the philosophy of Madhyamaka. A special place in this process is occupied by the early prajñāpāramitā sutras. One of the objects of research is the prajñāpāramitā Sutra “Ratna-guna-samcaya-gāthā” (“Prajñāpāramitā in Verses about the Accumulation of Precious Qualities”). Due to the Prajñāpāramitā texts, the Buddhist idea of the illusionary existence became an essential part of the far Eastern culture and art. On the example of “Ratna-guna-samcaya-gāthā”, we can see the dynamics of the concept of “illusory world” how it was formed in the Prajñāpāramitā texts. As an example of further development of the concept and its application to the philosophical ideas of Madhyamaka, are used individual texts of Nāgārjuna (“Ratnāvalī”, “Yuktiṣāṣṭika”, “Lokātīta-stava”). Some variants of the issues of reference and designation (namely, the need to correlate the reference, denotate and designate with the object, and in turn, with the localization of the intensional, i.e., the meaning of the concept and the extensional one) are compared as in modern logic and the solutions, proposed by madhyamikas. The new approach to the study of Madhyamaka as a “philosophy of language” suggests very promising opportunities for study of both logical and philosophical heritage of Nāgārjuna and its connection with the entire previous prajñāpāramitā tradition. The Appendix contains a translation of the seven final chapters (XXVI–XXXII) of “Ratna-guna-samcaya-gāthā” from Sanskrit and Tibetan into Russian.
Key words: concept of illusion (māyopamavada), Madhyamaka, Prajñāpāramitā, Nāgārjuna, reference, designation, “Ratna-guna-samcaya-gāthā”.